Функциональная грамотность |
В рамках национального проекта «Образование» Минпросвещения России совместно с регионами проводит работу по повышению функциональной грамотности обучающихся, которая является одним из показателей мотивирующего мониторинга, проводимого на федеральном уровне.
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Леонтьев А. А. российский лингвист, психолог
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Для выработки навыков решения заданий на определение функциональной грамотности обучающихся следует использовать в образовательном процессе специализированные ресурсы, рекомендованные Министерством просвещения Российской Федерации:
— электронный банк заданий, размещенный на платформе РЭШ;
— открытый банк заданий, разработанный экспертами ФГБНУ «Институт стратегии развития образования»;
— открытый банк заданий PISA, размещенный на сайте ФГБНУ «ФИОКО»;
— открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности, размещенный на сайте ФГБНУ «ФИПИ»;
— печатные учебные пособия эталонных заданий по шести направлениям функциональной грамотности (серия «Функциональная грамотность. Учимся для жизни».