Онлайн экскурсия по музею лицея: Военно-спортивные игры пионеров и комсомольцев СССР
«Зарни́ца» — пионерская военно-спортивная игра в СССР. Представляла собой имитацию боевых действий, похожую на военные учения. В ходе игры пионеры делились на команды и соревновались в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. Игра являлась частью системы начальной военной подготовки школьников в СССР. Аналогом «Зарницы», проводимым для старшеклассников, была военно-спортивная игра «Орлёнок».
По официальным данным, военно-спортивная игра «Зарница» была организована в СССР в 1967 г. Целью игры было военно-патриотическое воспитание советской молодёжи.
10 января 1967 г. «Пионерская правда» напечатала приказ № 1 первого командующего игрой, Героя Советского Союза, маршала артиллерии Василия Ивановича Казакова.
Своим приказом маршал поставил задачу создать юнармейские батальоны, обучить молодёжь навыкам армейской жизни, а также воспитывать её в духе любви к Родине и готовности противостоять любым врагам. Тогда впервые и появилось слово «юнармеец».
В том же 1967 г. прошёл первый финал Всесоюзной игры «Зарница», которая была проведена в Севастополе, на знаменитой Сапун-горе.
В игре «Зарница» участвовали ученики 4-7-х классов школ и дети, которые отдыхали в пионерских лагерях. Цель игр «Зарница» и «Орлёнок» зависела от возраста играющих и проводилась от простого срывания бумажных погон с игроков другой команды до самых настоящих военных учений с привлечением бронетехники, дымовых шашек и взрывпакетов.
Часто игра «Зарница» проходила на территории воинских частей, и тогда план игр составлялся при участии кадровых военных с участием боевой техники, холостых выстрелов и средств имитации. Проводились стрельбы из боевого оружия тремя боевыми патронами каждым участником ВСИ по мишеням.
Правила игры
Обычно, играющие в зарницу люди делятся на две команды и арбитра и нескольких нейтральных наблюдающих.
На первом этапе проводятся состязания:
-надевание противогаза;
-надевание ОЗК;
-разборка-сборка автомата;
-перевязка раненного;
-переноска раненного;
-передвижение на поле боя переползанием;
-передача сообщения одним игроком команды другому из этой же команды азбукой Морзе с помощью флажков или фонарика;
-метание гранаты на дальность, в цель;
-прыжки в длину, в высоту;
-разминирование участка местности (2м х 4м, 3 противотанковые мины, щуп);
-разведение огня-костра с одной спички;
-преодоление препятствий по бревну, по канатам;
-оборудование окопа для стрельбы лёжа;
-оборудование шалаша-укрытия от солнца, ветра и дождя;
-определение сторон света по местным ориентирам;
-преодоление «болота по кочкам» и т.п.
На 2 этапе: пионеры делятся на 2 команды по 6 и более человек. Каждой команде назначается квартал леса, где она оборудует штаб, в котором охраняет знамя. Необходимо найти штаб и захватить знамя соперников в их квартале. На рукава повязываются ленточки. Срыв ленточки означает ранение игрока. Срыв ленточек с обеих рук – выбытие из игры. Сорванные ленточки противника победителем сдаются и учитываются судьёй. Командир команды имеет по 2 ленточки на каждой руке. Он выбывает из игры, лишившись уже 4-х ленточек. Определяется и объявляется время на второй этап.
Назначается дежурный, бьющий каждые 30 минут 5 раз по пустой бочке, для ориентирования заблудившихся игроков.
Чаще всего, победитель выявляется по сумме набранных им баллов: за захват флагов и «поражение» противников баллы начисляются, за нечестную игру и, например, бег «при половине жизни» (один погон не сорван) — уменьшаются. Иногда победителем считают первого добывшего флаг противника.
Подростки постарше играли в схожую военно-спортивную игру «Орлёнок». Для учеников начальных классов проводилась аналогичная игра «Зарничка». Конечно, задания там были проще, в соответствии с возрастом детей.
Традиции пионерских военно-спортивных игр сохраняются и сегодня. Они проводятся среди юнармейцев, кадетов, специальных групп добровольной военной подготовки и просто в лагерях отдыха детей.
Всероссийские детско-юношеские военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница», «Орленок» (далее – Игры) проводятся в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493. 1.2.
Цель Игр – совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у молодых граждан Российской Федерации патриотического сознания, чувства верности долгу по защите своего Отечества, активной гражданской позиции, здорового образа жизни, а также развитие военно — патриотического движения и системы военно-спортивных игр в Российской Федерации. Задачи: углубленное изучение детьми и молодежью истории Отечества, истории Вооруженных Сил Российской Федерации; популяризация среди детей и молодежи профессий Вооруженных Сил Российской Федерации; создание единой системы проведения военно-спортивных игр; подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации; развитие у подрастающего поколения инициативы и лидерских качеств, самостоятельности мышления; психологическая подготовка подрастающего поколения к преодолению трудностей, выработка навыков действовать в экстремальных ситуациях; популяризация здорового образа жизни; методическая подготовка организаторов и инструкторов по патриотическому воспитанию в субъектах Российской Федерации; формирование единой системы проведения военно-спортивных игр.
Материалы подготовлены руководителем музея лицея, Волковой Марией Прокопьевной.
Добавить комментарий